Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

ЧАЭС. Глава 4. Хранилище отработавшего ядерного топлива «сухого типа» (ХОЯТ-2)

Одной из самых распространенных ошибок гостей Чернобыльской АЭС, включая журналистов, является именование хранилищ отработавшего топлива (ХОЯТов) “ядерными могильниками”. Отработавшее ядерное топливо не является радиоактивными отходами. Радиоактивными – да, отходами – нет! Почему!?

 
Одной из самых распространенных ошибок гостей Чернобыльской АЭС, включая журналистов, является именование хранилищ отработавшего топлива (ХОЯТов) “ядерными могильниками”.
Отработавшее ядерное топливо не является радиоактивными отходами. Радиоактивными – да, отходами – нет! Почему!?


Ни один из существующих нынче типов реакторов не может обеспечить полного выгорания топлива. Это значит, что есть возможность, например, провести с топливными элементами ряд непростых технологических операций, отделить их от накопившихся продуктов деления, заново обогатить изотопом 235U и повторно включить в топливный цикл. К сожалению, на сегодня стоимость регенерации отработавшего топлива и стоимость добычи свежего топлива примерно равны, однако технологии совершенствуются, и в ожидании того часа, когда ОЯТ можно будет эффективно использовать повторно, отработавшие ТВС–ки “спят” в хранилищах.

То есть, отработавшее ядерное топливо – это ценный источник сырья для технологий будущего, а ХОЯТы –задел на перспективу.

ХОЯТов на Чернобыльской АЭС два. Точнее - почти два.

Во временном хранилище отработавшего ядерного топлива «мокрого типа» (ХОЯТ–1), которое было построено еще при СССР, сегодня находятся ТВСки с трех блоков Чернобыльской АЭС– больше 21 тысячи сборок, (где находятся топливо 4–го блока все и так знают). Сборки в ХОЯТ–1 хранятся в воде (именно поэтому хранилище — мокрого типа), что допустимо только в течение определенного времени. Да и в целом, данный объект уже не соответствует современным стандартам.

Для того, чтобы топливо безопасно хранилось еще сотню лет, на промышленной площадке ЧАЭС строится хранилище «сухого типа» или ХОЯТ–2. Проект обеспечит приемку на хранение, подготовку к хранению и, собственно, хранение в течение 100 лет более 21000 ОТВС РБМК–1000 при производительности 2500 ОТВС в год (это значит, что топливо с ХОЯТ–1 на ХОЯТ–2 будут перевозить около 10 лет).
ХОЯТ–2 условно состоит из 2 блоков: установки по подготовке отработавшего топлива к хранению (УПОТХ) – где привезенные на специальном вагоне–контейнере ТВС–ки будут вертикально подниматься, сушиться. Затем сборки будут разделяться на две части, укладываться в топливные патроны, а те в свою очередь – в специальные металлические двустенные экранированные пеналы (по 196 половинок на каждый пенал), которые отправятся в бетонные модули для хранения — Зону хранения отработавшего топлива (ЗХОТ), где топливо будет в течение ста лет ждать своего часа в специальных блоках.

В конце мая мы снимали процесс завершения строительно-монтажных работ, контроль выполнения монтажа оборудования и проведение индивидуальных испытаний оборудования на ХОЯТ-2.

При поддержке "Державне спеціалізоване підприємство «Чорнобильська АЕС»

Фотографы Григорий Веприк и Evgen Borysovskyi

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: