Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

Чем обернется для Украины урезание американской помощи: прогнозы экспертов

На этой неделе в СМИ появилась информация, что в проекте бюджета США на 2018 год предусмотрено урезание размера помощи Украине на 68,8%. Документ обозначен как «несекретный, но чувствительный». Обещание президента США Дональда Трампа придерживаться политики «Америка превыше...

 
На этой неделе в СМИ появилась информация, что в проекте бюджета США на 2018 год предусмотрено урезание размера помощи Украине на 68,8%. Документ обозначен как «несекретный, но чувствительный».

Обещание президента США Дональда Трампа придерживаться политики «Америка превыше всего» включает план значительного сокращения помощи развивающимся странам и объединения USAID с Государственным департаментом.

В представленном администрацией США проекте бюджета-2018 прописано сокращение на треть помощи развивающимся странам на пути развития.

Учитывая, что еще в декабре 2016 года Соединенные Штаты заявляли о намерении расширить военное сотрудничество с Украиной и предоставить снаряжение и техническую поддержку нашей пограничной службе (что, кстати, было прописано в проекте оборонного бюджета США на 2017 год), нынешняя информация о сокращении размеров помощи, как минимум, взывает ряд вопросов.

Согласно 15-страничному бюджетному документу Госдепартамента, полученному Foreign Policy, реструктуризация включает использование денег из программы помощи развивающимся странам в сфере национальной безопасности.

«Что касается Украины... объемы помощи на 2018 год в предварительном плане бюджета должны были бы составлять более $ 570 млн. Вместе с тем новый проект предусматривает сокращение финансирования до $ 177 млн», — говорится в сообщении.

«Одной из главных тем и целей политики США в Украине на протяжении многих лет было поощрение движения в направлении европейских институтов», — заявил бывший посол США в нашей стране Уильям Тейлор.

«В интересах США, чтобы Украина не двигалась в направлении российских институтов», — добавил нынешний вице-президент Института мира Уильям Тейлор.

А вот республиканский сенатор Линдси Грэм объявил бюджет Трампа мертворожденным.

Кстати, информация о сокращении финансовой помощи США Украине на 68,8% должна рассматриваться с учетом финансовой помощи Соединенных Штатов Украине в форме кредитных гарантий. Об этом на странице в Facebook сообщает Посольство Украины в США.

«В частности, в 2016 году США предоставили Украине кредитные гарантии в размере 1 млрд долл., что требовало финансирования из бюджета Соединенных Штатов объемом около 300 млн долл. В то же врем, в 2018 году благодаря достигнутой финансовой стабилизации и ожидаемому росту экономики Украины стороны не предусматривают финансовую помощь в форме кредитных гарантий. Учитывая указанное, фактическое уменьшение американской помощи Украине в 2018 году составит около 30%, что позволяет продолжить реализацию большинства действующих программ помощи нашей стране»,
— отметили в ведомстве.

При этом уточняется, что в обнародованной информации о бюджетных предложениях администрации США финансирование программ в Украине составит около 50% от всех средств, предусмотренных на программы американской помощи для стран региона Европы и Евразии, которые сократились на 57,4%. ЕС уже предоставил Украине рекордный объем помощи — 2,8 миллиарда евро. «Мы надеемся, что Конгресс Соединенных Штатов в федеральном бюджете 2018 года сохранит объемы помощи Украине на уровне не меньше финансирования 2016 года, что потребует выделения дополнительных 90 млн долл. к обнародованным в СМИ бюджетным предложениям», — подытожили в посольстве.

Так чем же на самом деле обернется для Украины сокращение помощи со стороны США? И чем была для нас эта помощь: серьезным финансовым вливанием или чисто политическим аспектом? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют предвидеть политические события на несколько ходов вперед.

Руслан Бортник, политический аналитик, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:

Я думаю, что США действительно урежут помощь Украине, но все-таки не настолько, не на 70%. Все-таки это пока только проект администрации Трампа и сделан он для торгов между республиканцами и демократами в Конгрессе. Помощь, конечно, урежут, но наверняка не на 70%, думаю, примерно на 40%.

Это, безусловно, затронет тех, кто сидит на грантах, между ними обострится борьба и увеличится количество скандалов. Это затронет и часть государственных органов, которые в определенной мере «поддерживали» реформы за эти деньги. Главное, что это затронет иностранных советников, работающих в Украине. Основная часть этих денег направлялась не украинцам, а на зарплаты группам иностранных советников при ключевых министерствах и ведомствах, при Кабмине, разрабатывающих ключевые реформы и законодательные акты. Думаю, их это затронет, так как это означает урезание их финансирования. Военной сферы это не коснется. Мы видим, что в военном аспекте США сейчас концентрируются на безопасности, на энергетическом секторе. Поэтому этих сторон сокращение финансирования, скорее всего, не коснется.

Нужно понимать, что такое резкое падение финансирования (на 68,8%) — это маркер абсолютной потери доверия к нынешним украинским элитам, включая тех, которые находятся у власти, и тех, которые занимаются общественным сектором.

Константин Бондаренко, украинский политолог, историк, писатель, кандидат исторических наук, председатель правления Института украинской политики и Фонда «Украинская политика»:

Для рядовых украинцев сокращение помощи со стороны США совершенно не важно. Это важно для тех, кто привык жить за счет грантов и рассчитывать на американскую помощь в определенных секторах экономики. В первую очередь в оборонном секторе. Но чего-то другого ждать и не стоило, так как Трамп всегда говорил о намерении сократить помощи другим странам и направить эти средства на нужды американцев. Поэтому в сложившейся ситуации нет ничего странного.

Сергей Быков, политический эксперт:

Безусловно, в основном урезание помощи затронет тех, кто принимает участие в грантовых программах, это так называемые институты гражданского общества, которые уже давно перестали быть действительными институтами гражданского общества. Однако это является точно таким же бизнесом, как и любой другой, но уже с общественно позитивным лицом.

Кроме того, это еще и дополнительные деньги, которые предусмотрены на реформирование государственного аппарата, и урезание данных средств вызвано тем, что Украина все еще не представила отчет по уже выделенным средствам за последние три года со стороны Соединенных Штатов. А поскольку американцы не увидели данного отчета, не увидели, куда же на самом деле тратились деньги, было принято решение урезать финансирование. Рядовых украинцев урезание американской помощи никоим образом не затронет. Если говорить о возможном росте цен и тарифов, то нужно понимать, что здесь только внутренняя политика играет первую скрипку.

Юрий Гаврилечко, политолог, эксперт «Фонда общественной безопасности»:

Я считаю, очень хорошо, что эту помощь урежут, так как для украинцев это практически никогда ничего не давало. Эта помощь лишь плодила всевозможных грантососов, живших за счет этих денег и дававших «ценные» советы всем остальным.

Думаю, эту помощь вообще нужно урезать до нуля. Только тогда у нас будет шанс, что в Украине появится гражданское общество, а абсолютно бесполезные и никому ненужные персонажи, которые потребляют международную финансовую помощь, будут вынуждены искать работу. А вот те, кому, собственно говоря, действительно интересно заниматься не бизнесом и не госслужбой, будут вынуждены применять свои организаторские способности и талант, чтоб доказать, что они действительно нужны и хоть чем-то могут быть полезны как дополнение или противовес государственным службам.

Наверное, единственное, что можно отнести к минусам, — это возможное урезание финансирования тех реальных проектов, которые помогали больным.

Виктор Небоженко, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:

Сокращение помощи США — это скорее результат победы той части политиков в Украине, которые придерживаются стратегии сдерживания. Сдерживания и США, и России -- вот в чем дело. Лидер этой группы — это сам президент Порошенко. Он считает, что и Россия, и США слишком вмешиваются в дела Украины. Путину это приходится терпеть, а Трамп, видя, как огромные суммы МВФ, выделенные на помощь Украине, просто вымываются, разумеется, пришел в бешенство.

Думаю, что речь идет просто о смене приоритетов. Вместо задабривания непрофессиональной и наглой политической элиты Украины Трамп, как жесткий республиканец, скорее всего, выберет более тяжелый, даже в рамках ответственных денег, проект по вымыванию и реорганизации сегодняшнего политического руководства.

Огромное количество наших чиновников и депутатов не вылезают из-за границы, повышая свой профессиональный уровень за деньги Запада. Вот куда уходят просто невероятные деньги.

Думаю, что, кроме грантов и традиционного расплескивания материальной помощи по Кабмину и Верховной Раде, США займутся более дешевым, но более жестким способом влияния на Украину.

***

Последние несколько лет мы все чаще слышим о том, что кто-то нам должен помочь, кто-то должен что-то выделить на какое-то мифическое развитие и такую же мифическую борьбу с коррупцией. При этом все мы, начиная от политиков и заканчивая пенсионерами, прекрасно понимаем, что 90% выделяемых Украине средств оседают в безразмерных карманах чиновников и их окружения. Так, может, проблема Украины не в том, выделят нам очередной кусок пирога или нет, а в том, что в нашей вечной борьбе с коррупцией раунд за раундом выигрывает коррупция. И самое страшное, что всех это устраивает.


Елена Коваленко
Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: