Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

Моя Надя приехала, и мы говорили о фестивалях

Еще со времен своей юности я остался преданным фанатом любого шумного движения, особенно, когда оно творческое, особенно, когда с благими намерениями. Не сиделось мне на месте и теперь, когда повезло встретиться с Надей. Надя — отныне мой хороший товарищ и просто потрясная девушка.

 

Еще со времен своей юности я остался преданным фанатом любого шумного движения, особенно, когда оно творческое, особенно, когда с благими намерениями. Не сиделось мне на месте и теперь, когда повезло встретиться с Надей.

Надя — отныне мой хороший товарищ и просто потрясная девушка. Ее украинский колорит не передать написанным, поэтому расскажу немного от себя о фестивале «86», и о том, как из «ничего» сделать вещь.

Я спросил у Нади, с какой целью был организован фест и что вообще сподвигло ее к сему почину.

Идея появилась, когда я была в США. Много путешествовала, смотрела много хорошего кино, видела много красивых городов. Это и вдохновило меня на то, чтобы создать свой кинофестиваль. Я работала на многих крупных кинофестивалях до этого, таких как «Молодость», «Одесский кинофестиваль» и тп. Благодаря такому опыту работы, в определенный момент поняла, что готова и достаточно компетентна, чтобы сделать, наконец, что-то свое, не похожее на то, что делали ранее. Мы однозначно хотели делать его не в центре, не в Киеве, максимально выйти за его пределы, это тоже своего рода шаг вперед — мы намеревались вынести культуру за пределы общепринятых границ. Это был риск, но мы не ищем легких путей. Первым выбор пал на Славутич. Потому что это памятник модернизму, а я фанат модерна. Люди привыкли, что советское — это всегда ветхое, убитое, порченное. Они не видят в этом культуры. В общем, я влюбилась в этот город и поняла, что мы остановимся именно на нем.

Какие еще города рассматривались?

Такие как, например, Бахчисарай, Украинка, такого плана маленькие городки. Камерные, интересные, архитектурные.

А у вас есть в команде человек, компетентный в архитектурной сфере?

На самом деле, им, методом исключения, есть я. Но я не архитектор, я урбанистка. Я не училась в архитектурном университете, я изучала урбанистику и антропологию в Будапеште, в Европейском университете, после — в штатах. Для меня просто плана или проекта мало. Мне кажется, человек должен быть развит максимально разносторонне, чтобы уметь оценить задачу со всех сторон и прийти к действительно выигрышному знаменателю. На самом деле, архитекторов по образованию в нашей команде достаточно, но все они не специализируются сугубо на архитектуре, это универсальные бойцы, знающие свое дело и умеющие подстроиться под любые рабочие условия.

Сильное влияние на результат организации фестиваля сыграло то, что был выбран именно Славутич?


Да, безусловно. Все наши концептуальные решения, по поводу построения программы продиктованы именно Славутичем, это было нашей фишкой, концепцией и философией. Мы вдохновлялись этим городом. Если проанализировать наши фильмы, то они все о городских утопиях, о советском прошлом и его отпечатке на нашем сегодня. Очень важно близкое расположение к Чернобылю. Потому что сам Чернобыль — очень кинематографическое явление и Славутич — это своего рода антитеза Припяти. Припять — такой себе «no place», город привидений, в который все хотят попасть. Город, со сложившимся негативным образом, не смотря на всю свою фактическую красоту. Но им не занимаются, и все потихоньку разрушается, а жаль. А Славутич — это начало. Само название «86» продиктовано этим. Это пример того, как нужно смотреть не на разруху и гибель, а на начало какого-то этапа, абсолютно на всех уровнях: от названия, до общей концепции мероприятия. В общем, да, с этим городом мы взаимодействуем очень плотно.


Как люди узнавали о фестивале? Как вы доносили информацию о его существовании и о том, о чем он?


Славутич — очень особенный город с очень специфическим обществом. Это город, где большая часть мужского населения, например, работает на станциях. Это такой моногород. То есть нужно учитывать, что их жизненный ритм продиктован графиком работы станции, у них очень длинные смены, а на работу приходится приезжать рано, домой приходить только на ночевку, если повезет прийти вообще. Это люди, у которых нет времени принимать участие в жизни города, в общественной деятельности. Поэтому много местных не знали и не могли знать о нас. Нас, изначально, как и все новое, воспринимали с простотой и безразличием, но за счет того, что мы много работали над контактом именно с людьми, нам удалось завлечь некоторое количество людей, которые моментально нас поддержали. Остальной контингент нарабатывался со временем, посредством сарафанного радио и в целом повышенной заинтересованностью людей.

 

Как подготавливаешь материал к фестивалям, чем вдохновляешься?

Мы с моими друзьями, с командой, очень много путешествуем. По завершении фестиваля, всегда вырываемся в трип, где посещаем очень много разнообразных кинособытий, там же общаемся с крутыми людьми, работающими в этой сфере. Смотрим и анализируем новинки кинематографа, примеряем это на себя, понимаем, что нам подходит, а что нет. Изначально это списки из ста и больше фильмов, в итоге остается 12, которые мы и показываем. Мы всегда выбираем новое, свежее, то, чего еще не видела Украина. То, во что мы верим сами, чем живем. Плюс, мы ограничиваем себя в тематике. Наша основная тема — синтез утопии, урбанистики, энергетики, архитектуры и городских историй.

Как видишь дальнейшее развитие фестиваля?

Развиваться мы, естественно, хотим. Это для нас своего рода вызов, потому что мы не желаем превращаться в супермаркет, вокзал, еще что-либо. Речь даже не о попсе, мы не хотим делать что-то мегамасштабное, с количеством теряется качество. Вопрос как правильно это сделать мы задаем себе ежедневно и стараемся прийти к действительно правильному решению. Единственное, что точно — мы хотим развивать Славутич. Хотим создать модель такого, постиндустриального развития. Славутичу грозит не лучшее будущее, и мы хотим застать этот момент, чтобы не дать ему запуститься, чтобы люди так сильно не ощутили негативных перемен. Собой мы нацелены обратить внимание на город, потому что своими силами нам будет сложно поднять его на ноги. В какой-то момент мы будем рады оттуда уйти, посмотреть со стороны, что наши старания дали плоды и город функционирует, и взяться за что-то новое. Но это будет потом, а пока мы усиленно трудимся на благо этого маленького городка, который заслужил быть не хуже любого, о котором знают чуть больше.


Мы попрощались, но на душе у меня осталась тревога вперемешку с незыблемым спокойствием. Тревога за то, а получится ли у ребят воплотить все планы в жизнь, и спокойствие за то, что, конечно, получится. Люди, которые настолько искренне настроены на перемены к лучшему, просто не могут себе позволить сойти с правильного пути. Я очень поддерживаю Надю и всю ее команду и тихонечко держу кулачки за их успех.


Интервью опубликовано в медиа-журнале об украинской архитектуре Brick by Brick № 2 на страницах 10-21
Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: