Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

Деньги должны работать на людей!

Эта встреча с городским председателем состоялась после его поездки в Зону на строительства Централизованного хранилища отработавшего топлива. – Юрий Кириллович, каковы были цели поездки? На заседании Общественного совета, которое состоялось...

Эта встреча с городским председателем состоялась после его поездки в Зону на строительства Централизованного хранилища отработавшего топлива.

– Юрий Кириллович, каковы были цели поездки? На заседании Общественного совета, которое состоялось на прошлой неделе, было принято решение о создании Наблюдательного совета, который будет контролировать поступление и использование средств, составляющих социальные 10% от бюджета всей стройки. Почему возник вопрос о создании такого совета?

– Действительно, в понедельник 1 июля непосредственно в Зоне состоялось совещание, посвященное строительству Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива. Особенностью этого совещания стало то, что оно проходило в формате, когда основное внимание уделялось объектам социального назначения, на которые направляются 10% от стоимости самого строительства. Я должен сразу отметить, что строительство идет достаточно хорошими темпами, практически без отставания от графика.

Мы уже увидели, как вырисовывается сам объект, как практически почти готова железнодорожная ветка, по которой будут подвозить отработанное топливо. Единственное, что пока не реализуется, так это объекты социального назначения. Ни в Иванковском, ни в Полесском районах, ни в Славутиче они не реализуются.

– Возникает вопрос: ПОЧЕМУ? Что задерживает выполнение этой части закона о строительстве ЦХАЯТ?

– Вопрос хороший. Вот ответ на него мы и пытались найти на прошедшем совещании. На совещании присутствовали не только строители и проектанты, которые были задействованы непосредственно в строительстве, но и представители администрации президента, «Агентства Зоны отчуждения», представители всех регионов, народного депутата Ярослава Москаленко, нашего областного депутата Владимира Удовиченко.

Мы разбирались: почему социальные объекты не строятся? То ли НАЭК не финансирует, то ли есть другие какие-то причины? По информации НАЭК «Энергоатом», на сегодняшний день со дня начала строительства профинансировано более 96 миллионов гривен на объекты социального назначения!

– Юрий Кириллович, возникает простой вопрос: а где их можно увидеть? Хотелось бы потрогать!

– Действительно, где эти деньги? Мы пытались разобраться в этой ситуации. Существуют условия договора, подписанного между НАЭК «Энергоатом» и областной государственной администрацией в лице Департамента регионального развития, который и является заказчиком тех социальных проектов, которые мы подаем. Концепция реализации данного проекта работает следующим образом:

1. Мы провели общественные слушания.
2. Мы собрали идеи от славутичан, где и что они хотели бы реализовать за эти деньги, какие дыры нам надо залатать (а дыры есть у всех). Их надо, безусловно, латать.
3. Но также рассмотрели вопрос о том, что надо сделать более серьезное, какие глобальные проекты мы хотим реализовать за эти деньги, сумма ведь немалая.

Мы всё это прошли, процесс идет, мы готовы к диалогу, люди предлагают свои проекты, скажу больше: часть из этих проектов уже прошла свою экспертизу, для этого мы выделили деньги из местного бюджета, чтобы разработать проектно-сметную документацию и провести ее экспертизу, и подали в обладминистрацию. Мы получили распоряжение главы администрации, сначала одно, потом другое, с теми изменениями в проектах, которые мы хотели бы реализовать за эти деньги.

И дальше, как мы ожидали, Департамент должен был сделать простые вещи: провести тендеры, где это надо, или заключить договоры с подрядчиками по объектам, которые не требуют тендера. Часть тендеров департамент провел, часть еще нет. Договоры непонятно как заключаются. Происходит непонятно что. На наши вопросы по этой теме приходят ответы со ссылкой на то, что в области то ли уже нет губернатора, то ли еще нет губернатора.

Я считаю, что люди не должны от этого страдать, от того, что в департаменте придумают. Поэтому весь наш разговор на совещании проходил вокруг этой проблемы.

Еще один вопрос, который нас волнует: это качество работ. Хочу обратить внимание на детский сад в Добрынинском квартале, который сделан за деньги областного бюджета Департаментом регионального развития облгосадминистрации. Объект не простоял и трех лет, а утепление, которое производилось, уже разрушается. Это и есть подход областного управления к реализации проектов на местах. Не видно его заинтересованности в качестве выполненных работ, свою задачу оно видит в освоении тех ресурсов, которые даны: сдать объект и сказать, что они всё сделали. А качество их не волнует.

В нашей ситуации мы еще не имеем объектов, которые начали бы реализовываться, а вот Иванковский район уже прочувствовал. По Иванкову включили в проект объект, который там не хотят реализовывать за эти деньги. Речь идет о строительстве очистных сооружений, которые уже стояли в программе области два года назад. В Иванкове же говорят, что им нужнее школа, а не очистные. Возникает конфликт. Казалось бы, наибольший конфликт должен бы возникнуть между субъектами, между которыми распределяются деньги этих 10%, но это четко прописано в законе и все довольны: по 20% каждому субъекту и 40% разделяется между ними, в зависимости от величины населения районов и Славутича. Это естественно и справедливо: где больше живет людей, там и должно больше реализовываться проектов в социальной сфере и инфраструктуре.

Сегодня уровень реализации Департаментом регионального развития этих проектов не выдерживает никакой критики. Приведу пример. На прошлой неделе к нам приехали представители компании, выигравшие тендер на выполнение проекта по замене окон и дверей в школе №1. Приехали ребята и говорят, что они будут менять окна и двери. Естественно, их попросили представить документы, на что они ответили, что не имеют с нами никаких юридических отношений. Наверное, Департамент должен был нас уведомить, что есть такой-то подрядчик, и попросил бы нас предоставить объект для выполнения работ.

У меня возникают вопросы: а где технический надзор, который будет следить за их работами, где авторский надзор от проектной организации, которая будет следить за выполнением работ по проекту? На эти вопросы приезжие ребята мне ответили: «А мы всегда так работаем». Вот такой подход к реализации проекта. Мы обратились к представителю Департамента: а почему так происходит? И ответа на все возникшие вопросы он дать не смог.

– Каков итог, по вашему мнению, данного совещания? Каких изменений в программе реализации этого проекта вы ожидаете?

– По результатам этого совещания все наши замечания были занесены в протокол, мы письменно подали от громад, от депутатов свое видение реализации этого проекта, а в нем – наших славутичских социальных объектов. Необходимо всё передать на места. Надо весь ресурс отдать громадам, чтобы люди на местах контролировали, как реализуются эти проекты, определяли приоритеты – и тогда всё пойдет так, как прописано в Законе. А в нем речь идет только об одном: обладминистрация должна утвердить перечень объектов, она должна следить за тем, что не латаем ли мы только дыры вместо того, чтобы реализовать проекты развития.

Глобальные проекты должны реализовываться за счет денег от строительства ЦХОЯТ, а ремонт асфальтных дырок должен проходить за счет местного бюджета. Об этом было принято соответствующее решение. Его под контроль взяли и народный депутат Ярослав Москаленко, и областной депутат Владимир Удовиченко. Свою позицию по этому вопросу Ярослав Николаевич выложил в социальных сетях: «Это вызов новому главе обладминистрации, необходимо наладить диалог и отдать ресурс на места. Пожалуйста, контролируйте процесс, это ваша задача».

Главная задача настоящего момента – изменить взаимоотношение между «Энергоатомом», местными громадами и Киевской облгосадминистрацией. Сегодня колоссальные имидживые потери несут и НАЭК «Энергоатом», и местные администрации. Меня жители города спрашивают (и вполне оправдано): «Мэр, вы выделили кучу денег на проекты, а зачем, если ничего не делается?! Вы чем занимаетесь? На бумаги деньги тратите? Если нет объектов, то зачем делать проекты?»

Я задумываюсь: а если так будет продолжаться год-другой – и тогда наши проекты могут стать неактуальными как по цене, так и, возможно, по технологиям. НАЭК «Энергоатом» презентовал себя как социально ответственное предприятие в строительстве ЦХАЯТ, пообещал регионам свою поддержку, это прописано в законе, а объекты не реализуются. Мы видим переживание администрации НАЭК по этому вопросу, я думаю, что после этого совещания они более активно в этот вопрос вмешаются. Думаю, что совместными усилиями мы сдвинем с места эту проблему в положительную сторону.

– А как вопрос с созданием Наблюдательного совета для контроля за выполнением реализации проектов?

– Предложение о создании Наблюдательного совета было обсуждено на заседании Общественного совета, и озвучили мы его на этом совещании. Нас в этом вопросе активно поддержали и областной депутат Владимир Удовиченко, и народный депутат Ярослав Москаленко. Широкого одобрения мы пока не получили, потому что сегодня и Полесский, и Иванковский районы не имеют своих председателей.

Я думаю, это вопрос всё же будет решен в ближайшее будущее.


Беседовал Вадим ИВКИН 

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: