Завантаження ...

В Чернобыле будут активно развивать туризм и внесут его в список ЮНЕСКО

Объекты Чернобыльской зоны хотят добавить в список ЮНЕСКО. Помимо этого зона отчуждения должна стать полностью туристической. Мы расскажем, как на протяжении долгих лет функционировал чернобыльский туризм — и опасно ли туда ездить с экскурсиями Что конкретно предложил украинский министр Глава министерства культуры и информационной .....

 

Объекты Чернобыльской зоны хотят добавить в список ЮНЕСКО. Помимо этого зона отчуждения должна стать полностью туристической.

Мы расскажем, как на протяжении долгих лет функционировал чернобыльский туризм — и опасно ли туда ездить с экскурсиями

 


Что конкретно предложил украинский министр

Глава министерства культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко в своем Facebook заявил, что ведомству необходимо «разработать зону отчуждения как туристическое направление и ввести отдельные объекты в список Всемирного наследия ЮНЕСКО». Для этого, по его словам, нужно создать качественную базовую инфраструктуру, в том числе — улучшить деятельность блокпостов, сделать пропускную систему электронной и разместить надлежащие указатели. Чиновник также сообщил, что в последние годы зона стала «туристическим магнитом», тогда как начало 2020-го и вовсе было «самым успешным в плане посетителей».

 

 

При этом еще в прошлом году президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о превращении Чернобыльской зоны отчуждения в туристический центр для приезжих со всего мира, заверив, что в него будут инвестированы большие средства. Он также пообещал снять все запреты на посещение и съемку около самой АЭС, где в 1986-м произошла авария. Не ново и предложение о внесении зоны в список ЮНЕСКО. С подобной инициативой еще в 2017 году выступил Украинский национальный комитет Международного совета по памятникам и выдающимся местам. Тогда Чернобыльская зона была номинирована в перечень культурных и природных объектов мирового значения ЮНЕСКО, но дальше дело не пошло.

Как прежде функционировал чернобыльский туризм
Зона отчуждения годами привлекала внимание искателей приключений — в том числе и благодаря своему весу в поп-культуре (знаменитые компьютерные игры «S.T.A.L.K.E.R.», одноименная книжная серия, фантастические фильмы и сериалы, действие которых разворачивается на территории Чернобыля). Всплеск популярности Припяти и прочих объектов зоны произошел в прошлом году (еще до указа Зеленского), когда состоялась премьера хита Крейга Мейзина о чернобыльской трагедии и ее последствиях. В покинутый город массово рванули туристы, и поведение некоторых из них вызвало негодование общественности — по большей степени из-за временами неуместных (в частности, обнаженных) фотографий на фоне заброшенной инфраструктуры города. В общей сложности, согласно данным украинских СМИ, за первые восемь месяцев 2019-го территорию посетили около 107 тыс. человек, из которых 80 тыс. оказались иностранцами.

Несмотря на то, что зона отчуждения Чернобыльской АЭС (в нее входят сама станция, города Чернобыль и Припять, а также ряд близлежащих поселков) пребывает в статусе запрещенной для свободного доступа территории, попасть в нее можно без особых проблем. Так, посещение той же Припяти, пожалуй, самого популярного места региона, было и раньше легальным в составе организованных туристических групп, которые заказывали специальные пропуска и водили туристов по строгим маршрутам, вынужденно оставляя без внимания некоторые интересные локации. Параллельно в зону массово ездили нелегалы (с подробностями таких поездок можно ознакомиться в множественных видео на YouTube), обходившие КПП и прятавшиеся от местных патрулей. Ограничений по локациям у них фактически не было, однако в случае поимки смельчакам грозили разного рода наказания, включая уголовное — если при осмотре обнаруживались артефакты из зоны.

Опасно ли посещение зоны для туристов спустя почти 35 лет после аварии на АЭС
Как рассказал «Газете.Ru» Владимир Губарев, журналист, работавший в Чернобыле сразу после катастрофы, и автор десятков тематических книг, который неоднократно бывал в зоне отчуждения впоследствии, туристам, желающим посетить заброшенную территорию, ничего не грозит, если они не будут нарушать установленные правила безопасности — и в случае профессионализма гидов. Он особо отметил влияние погодных явлений на радиационный фон: по словам эксперта, уровень радиации в одном конкретном месте может возрасти в несколько раз за считанные часы.

 

«Отношусь к инициативе [украинского министра] очень спокойно. Но нужно быть крайне осторожными, потому что это очень опасно. Естественно, там есть безопасные тропы, но как только проходит дождь или поднимается ветер, то очень сильно сразу же изменяется радиационный фон. Я там был в последний раз в 2015 году: когда мы въезжали в зону, проверили фон, а когда возвращались назад он был уже в десять раз выше, потому что просто пошел ветер. То есть зона — место не особо для прогулок», — подчеркнул Губарев.

Он также признал, что заинтересованным людям стоит лично посмотреть, «какая это великая трагедия», и поприветствовал инициативу включить некоторые объекты в список ЮНЕСКО, назвав территорию «уникальной». Попутно эксперт еще раз призвал «не строить иллюзий» относительно полной безопасности посещения зоны.

«Как только въезжаешь в зону, там есть бывшая деревня, стоит памятник. По дороге — нормально [с фоном], но как только зайдешь за этот памятник, фон подскакивает. И особенно — в старом разрушенном детском садике, в котором до сих пор валяются игрушки, кроватки. Обычным людям туда нельзя входить, это опасно. При этом опасно по сути там везде, и нужно разумно к этому подходить, постоянно контролировать. Нужно быть обязательно под контролем дозиметристов. <..> В общем, [туристам] ничего не может грозить, если они будут слушаться и не станут лезть туда, где «грязно» и большие фоны», - считает эксперт.

Он отрицательно ответил на вопрос, опасен ли будет для окружающих вернувшийся из Чернобыля человек, который грубо нарушит правила безопасности в зоне: «Это было опасно, когда пожарные (прибывшие на место аварии вскоре после разрушения реактора — «Газета.Ru») схватили плутоний, они фонили, когда их оперировали — и хирурги получили дозу на руки». Поддержал инициативу украинских властей и писатель Антон Первушин, автор книг «S.T.A.L.K.E.R.», действие которых разворачивается в альтернативной реальности в Чернобыльской зоне отчуждения. По его словам, контроль территории со стороны ЮНЕСКО поможет оградить ее от «хищнического разграбления».

«Эта структура уже развивается. Туризм в эту зону осуществляется много лет, там уже все налажено. В интернете можно скачать даже книгу, посвященную туризму в зону. Но какой-то контроль всей этой деятельности нужен, поэтому я одобряю это решение. Потому что когда это все делается бесконтрольно, то зоне наносится ущерб. Опять же — выносятся различные артефакты оттуда, а они могут быть зараженными, могут представлять вред. А если это все будет контролироваться международной организацией (ЮНЕСКО — «Газета.Ru»), то, надеюсь, такое хищническое разграбление прекратится», — сказал он «Газете.Ru».

Включены ли какие-то другие «города-призраки» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Да. В перечень ЮНЕСКО, например, входят заброшенные города на месте бывших разработок селитры Хамберстон и Санта-Лаура, — они расположены в Чили. Их функционирование прекратилось еще в 1960-х годах, а спустя десятилетие города получили статус «призраков» — и стали национальными памятниками, открытыми для туризма. В список ЮНЕСКО они попали в 2005 году.

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями:
мрия