Главная страница » Блоги » Блог vlasik » Аэрокосмическая компания стремится сделать спутники доступными для всех

Аэрокосмическая компания стремится сделать спутники доступными для всех

28 Мая 2020 17:40   Просмотров: 40
Метки: firefly aerospace, космос, макс поляков
Добавить в:
Нравится Рейтинг поста: 0
Firefly Aerospace — это молодая аэрокосмическая компания Макса Полякова, которая занимается производством ракет-носителей, доставляющих спутники на околоземные орбиты. В ее ближайших планах значится расширение производства и получение новых площадок для запуска первых ракет.


Firefly Aerospace — яркий представитель нового движения по созданию доступного космоса

В начале 2014 года группа бизнесменов во главе с Томасом Маркусиком создала компанию Firefly Space Systems. Ее штаб-квартира разместилась в Сидар Парке, пригороде Остина, Техас. Томас закончил Принстонский университет по направлению аэрокосмической инженерии и в качестве пути развития своей компании выбрал разработку и запуск легких ракет-носителей, предназначенных для выведения небольших спутников на околоземные орбиты.

До создания Firefly Маркусик уже имел опыт работы в НАСА и SpaceX. В последней компании он даже был вице-президентом одного из подразделений. Название своей фирмы Томас придумал во время наблюдения за роем светлячков. В его воображении светящиеся жучки олицетворяли космические спутники, которые в будущем займут околоземные орбиты.

Первые шаги в выбранном направлении деятельности

На первый план компания выдвинула доставку мелких космических аппаратов на низкие околоземные орбиты, что удовлетворяет запросам разнообразных заказчиков.

Выведение крупных спутников на орбиту сопровождается несколькими сложностями. Во-первых, их выводят на строго заданную орбиту. Во-вторых, для их запуска в космос нужна мощная ракета-носитель. В-третьих, вместе с тяжелым спутником трудно или нереально запустить еще один объект. Тем временем легкие спутники играют все более важную роль в изучении космоса. В ближайшее время возможен переход от одного крупного спутника к нескольким взаимосвязанным спутникам небольших размеров. Последние легче обновлять и внедрять новые технологии.

Появившиеся сверхмалые искусственные спутники-кубсаты позволяют значительно уменьшить стартовую массу ракет-носителей. Таким образом, мощные космические аппараты со временем переориентируются на освоение более далеких объектов Солнечной системы и будут доставлять спутники на орбиты других планет или межпланетные траектории.
Часть элементов ракет, используемых для доставки кубсатов и других небольших спутников, может быть многоразового использования, что позволит снизить стоимость запусков и сделать их доступными для коммерческих заказчиков. Сейчас рассматривается вариант замены бака с окислителем на прямоточные двигатели в первой ступени ракеты. Для тяжелых носителей этот подход неприемлем.

Тестирование двигателя первой наработки компании Firefly Rocket Engine Research 1 (FRE-R1) провели 10.09.2015 года. В качества топлива использовали жидкий кислород и керосин. Первый полет должен был состояться через год, но из-за референдума в Великобритании касательно выхода страны из Евросоюза многие европейские инвесторы забрали деньги из проекта. Через несколько месяцев, весной 2017 года, руководство Firefly Space Systems заявило о банкротстве.

Реорганизация компании и продолжение строительства ракет

Проект Firefly Space Systems привлек внимание украинского бизнесмена Макса Полякова. Ранее он основал фирму Earth Observing System, которая собирала и анализировала данные космических наблюдений, касающихся нашей планеты. В 2017 году он выкупил компанию Томаса вместе с интеллектуальной собственностью, оборудованием и производственными площадками. После реорганизации фирма стала носить название Firefly Aerospace, а Томас стал ее исполнительным директором.

В компании продолжили работу над легкой ракетой-носителем Firefly Alpha. Эта ракета состоит из двух ступеней и работает на жидком кислороде и керосине. При старте с американского космодрома может доставить до 630 кг полезного груза на околоземную орбиту на высоте 500 км. Если запуск состоится в районе экватора, то на орбиту, находящуюся ниже, можно вывести до 1000 кг полезной нагрузки. По своим заявленным параметрам Alpha опережает ближайших конкурентов, в том числе уже работающую индийскую ракету PSLV.

Макс Поляков изначально не был связан с космической отраслью. Его путь к освоению космоса начался с создания некоммерческой организации «Ноосфера». С 2012 года эта ассоциация объединяет деятелей науки и бизнеса, которые совместными усилиями распространяют научные знания, новые технологии и помогают их практическому применению. Организация проводит масштабные мероприятия и конкурсы. В Vernadsky Challenge соревнуются стартапы, а в BestRoboFest — создатели робототехники.

Компания Firefly является приверженцем «нового космоса». Она стремится создать носитель, использующий последние инновации и выгодный с финансовой точки зрения.

В последнее время в космической отрасли появляется все больше стартапов. Поэтому в борьбе за инвестиции компания стремится сотрудничать с инвесторами различных стран, расширять перечень доступных орбит, снижать стоимость и увеличивать частоту пусков.

Текущие достижения и планы

В апреле 2018 года ВВС США разрешили Firefly использовать стартовый комплекс 1959 года SLC-2W, который находится на космодроме Ванденберг, в Калифорнии. Данный комплекс выступал стартовой площадкой для носителя Delta II, который отправлял спутники на полярные и солнечно-синхронные орбиты. После прекращения запусков Delta II площадку будут использовать для запуска Alpha.

Компания украинского бизнесмена оставит большую часть структуры комплекса нетронутой. С финансовой точки зрения реконструкция значительно выгоднее создания нового комплекса с нуля и займет меньше времени. Часть изменений связана с тем, что для доставки ракет на пьедестал необходима новая конфигурация транспортера. Самые масштабные изменения затронут приборную начинку комплекса. По предварительным прогнозам, если не будет никаких задержек, к концу 2020 года запуск ракеты станет ежемесячным.

Компания стремится расширить число доступных стартовых площадок. В числе потенциальных космодромов значатся: объект на атлантическом побережье в штате Флорида, космодром MARS на острове Уоллопс в штате Вирджиния и комплекс Кэмден, который скоро появится в штате Джорджия. Кроме того, часть запусков могут проводить за пределами США.
В июне 2018 года производитель спутников SSTL заявил о заключении контракта с Firefly. Детали договора не раскрываются, но планируется сделать шесть запусков Alpha в 2020–2022 годах. Первым запущенным спутником должен стать Carbonite-4. Предыдущие аппараты линейки имели небольшой вес и предназначались для передачи видеоряда высокого качества с орбиты на Землю.

Помимо легкой ракеты Alpha, в планах американской аэрокосмической компании — носитель Beta с грузоподъемностью до 4-х тонн при доставке на низкую околоземную орбиту и до 400 кг — на геостационарную орбиту. С технической стороны основная разница между двумя ракетами-носителями заключается в добавлении боковых ускорителей у Beta, наподобие как у Falcon Heavy. Макс Поляков считает, что к 2022 году его компания сможет в среднем делать два запуска в месяц.
Ранее в штате было 120 человек, преимущественно конструкторы и испытатели. Текущие производственные мощности позволяют собирать 6 ракет в год. Для наращивания объемов компания решила построить крупный сборочный цех в США.
Firefly Aerospace выступает в поддержку движения «Нового космоса». Основная цель этого направления — сделать космическое пространство доступным для как можно большего числа фирм и отдельных лиц. Представители нового движения стараются не только снизить стоимость запусков, но и бороться с бюрократизмом в отрасли, а также разного рода ограничениями, вводимыми космическими агентствами разных стран.
Добавить в: