Реклама

Правила игры

3 Сентября 2019 14:22   Просмотров: 70
Метки:
Добавить в:
Нравится Рейтинг поста: 0
 Правила игры

Притча. В одном из государств, расположенного на берегу моря, в котором законность соблюдалась всегда (!) существовала монополия на солеварение. Но однажды на берег пришли 10 человек и начали варить соль. Их арестовали за нарушение государственной монополии. На другой день пришли 100 человек, - их тоже посадили. Но когда на берег варить соль пришли 1000 человек, власти задумались и отказались от соляной монополии. В государстве, в котором чтилась Законность, никому в голову не приходило, что можно по-разному относиться к людям, занимающимся одним и тем же делом, одной и той же деятельностью! Каждый гражданин в праве сам выбирать вид и сферу своей деятельности.

В тоталитарных государствах такой случай развивался бы не так. Появились бы полицейские, всех избили и разогнали. Десятерых бы арестовали, пятерых участников-инициаторов вообще не «тронули», а двух, - которых вообще не было в то время на берегу - посадили бы в тюрьму. Одна из особенностей террора тоталитарного государства заключается в том, что какой бы деятельностью гражданин не занимался, он не знает, что с ним будет в ближайшем будущем. В этом и заключается полная противоположность правовому государству.

Термин «правовое государство» ввели немцы. В правовом государстве чёткие, общеизвестные и стабильные взаимоотношения в обществе, так называемые «правила игры». В таком государстве царит законность. Гражданин в состоянии точно предусмотреть, что предпримут власти на его поступок. Чем чётче эти правила, тем лучше и безопасней условия жизни. Чиновники тоже в этом заинтересованы, потому что защищены от произвола начальников. Таким образом, мы можем защищаться от нарушений наших прав самими учреждениями. Самый древний способ защиты — это петиции. Дело не сводится к праву на подачу жалоб. Есть обязанность властей - создать систему контроля чиновников. Такая система подчинена высшему эшелону власти. Если вы обращаетесь с жалобой, чиновник обязан рассмотреть вашу жалобу в установленный законом сроки и, как результат, предложить то или иное решение вопроса.

Правовые системы западных стран допускали возможность возмещения ущерба в некоторых ситуациях. Если в результате незаконных действий должностного лица был нанесён моральный ущерб, то можно потребовать возмещение ущерба. Когда чиновниками попирались основные Права и Свободы человека, за нанесённый моральный и нравственный ущерб институт возмещения полагал компенсацию деньгами.

Весьма эффективна мера повышения дисциплины, - введение прямой финансовой ответственности служащих и учреждений за нарушение прав граждан. В любом государстве случается так, что чиновник нарушает Права человека. Потому в государстве, соблюдающем законы, обиженному просителю и полагается возмещение ущерба из кармана чиновника или кассы учреждения. И это не экзотика! Система прекрасно работает в целом ряде государств, соблюдающих законность. Удар по карману оказался очень сильным действующим способом ограничения произвола чиновников и должностных лиц.

Администрация занимается делами граждан. Но у неё есть и собственные интересы. Появляется конъюктурализм и толкование нарушающие права граждан. Потому как никогда важен контроль работы Администрации, административной власти. Этим занимаются Административные суды. Специфика судов в том, что они контролируют лишь законность процедуры и не были ли нарушены права при вынесении административного решения. Административный суд не контролирует правильность самого решения, поэтому граждане не всегда правильно понимают его роль. Контролю Административного суда подлежат свободные административные усмотрения исполнительной власти. Эта область, которую законодательная власть предоставляет администрации для решения по усмотрению. Суд контролирует мотивы, которыми руководствовалась администрация в принятии того или иного решения. Если мотивировка решения поверхностная, суд отклоняет решение администрации, как не правомерное.

В странах Центральной и Восточной Европы судебный контроль Администрации либо отсутствует, либо вводится с опозданием. Местные власти трактуют законодательные и нормативные подзаконные акты так, как им удобнее, как правило, не отвечая за свои неправомерные действия и последствия. Но там, где такая система введена, в её круг попадает всё больше вопросов работы Администрации и принимаемых административных решений. Административные суды рассматривают такие дела, как введение граждан в заблуждение, увольнение без мотивировки работника, назначенного на ту или иную должность. Все мотивации, выявленные Административным судом, которые использовала администрация при принятии решения, подлежат оглашению. А это уже – гласность! Делается это потому, что граждане должны быть ограждены от конъюктуризма и отклонений, связанных с социальной политикой очередной правящей команды.

Судебная защита граждан от безответственных поступков администрации вытекает из самой сути суда, ведь суды – это третья ветка власти! В связи с тем, на ряду с рассмотрением индивидуальных споров между гражданами, суды обязаны контролировать и ограничивать законодательную и исполнительную власти. Отменить применение неконституционных актов или законов, противоречащих Конституции. Таким образом, суды становятся блюстителями конституционного статуса граждан.

Суды независимы. Независимость судей защищена сложной системой назначения судей, их несменяемостью, иммунитетом, запретом политической деятельности и сложными процессуальными и организационными гарантиями работы судов. Цель всех этих мер – добиться независимости судов, чтобы попадающий в суд человек знал, что он находится во власти независимого органа. Нет защиты Прав и Свобод, если нет права на справедливое судопроизводство! Справедливое разбирательство гарантирует лишь только Общий суд. Нет справедливого разбирательства в суде, который устанавливают власти для конкретного расследования дела, для осуждения политических противников. Общий суд судит быстро, время до вынесения приговора не успевает сгладить в памяти содеянного.

В защите Прав и Свобод человека важную роль играет возникший в 18-м веке в Швеции институт представителей в Парламенте по правам граждан. После Второй мировой войны этот институт переняли ряд государств не только Европы. Представитель по правам граждан не вливается в классическую модель разделения власти и не является её элементом. Омбудсмен (представитель от граждан) подчинён Парламенту, благодаря чему является независимым. Пока гражданин занимает этот пост, он обладает иммунитетом, его нельзя привлечь к ответственности. Задача омбудсмена выявлять и сигнализировать о замеченных нарушениях Прав человека и гражданина. Он поднимает вопросы, вызывающие сомнения. Он может обратиться в Конституционный суд, ставя под сомнение конституционность закона или подзаконного акта, может стать инициатором изменения практики, нарушающей права граждан. Омбудсмен не занимается возмещением ущерба, выправлением конкретных дел. Из поступающих к нему дел, он выбирает лишь те, которые считает наиболее важными для граждан страны.

В первую очередь это дела, которые нанесли наибольший ущерб гражданскому обществу или затронули большую группу людей. Если бы омбудсмен брался за все дела, то превратился бы в бюро жалоб и ничего не смог бы реального сделать. Обращающиеся к нему люди должны знать, что омбудсмен не «волшебник», который знает все ходы и может «протолкнуть» их дело. Он занимается защитой прав гражданина, гражданского статуса человека. Как обучающий педагог омбудсмен воздействует на власти. В первую очередь на Администрацию – по гражданскому толкованию Законов и недопущению самоуправства.

Человек выполняет в жизни много ролей. Иногда случается так, что он остаётся в одиночестве. Защищаясь от индифферентного большинства, люди объединяются с другими себе подобными. В странах с устоявшимся демократическим строем общественная жизнь пронизана деятельностью неправительственных организаций. В развитых демократиях общественные организации добиваются отмены «неправильных» законов, пагубно действующих на сознание людей и общественную действительность. Они не стремятся к власти, не желают участвовать в её осуществлении, тем самым коренным образом отличаются от политических партий. Неправительственные организации заботятся о наших правах, чтобы мы могли достойно выполнять те или иные роли в жизни. Сеть негосударственных организаций – это своего рода защитная ткань, отделяющая действительность от анонимной власти большинства.

В защите своих прав от посягательств власти граждане могут использовать различные институты: Конституционный и Административный суды, Гражданский суд, прямое приложение к Конституции, ответственность должностных лиц, гражданскую законодательную инициативу, референдум, омбудсмен и многое другое. Это не полный список инструментов защиты прав. Но когда использованы средства защиты внутри страны, можно обращаться в Международные суды по правам человека, которые оценят, допустимо ли поступать с нами так или иначе нашему государству. Есть такая плоскость жизни, в которой суверенитет государства ограничен, в которой международная общественность имеет право вмешиваться во внутренние дела независимого государства, это защита Прав отдельных людей, защита каждого из нас.

(Подготовлено по материалам Международного Хельсинкского Фонда)


Представитель «Международной Организации Прав Человека – Украинская секция»
Вячеслав Пятков 
Добавить в: